Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
- Естественно-научная грамотность - способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
- Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление – умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Документы Министерства Просвещения РФ
-
Письмо "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
-
Письмо "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
-
Письмо "О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности"
Документы Министерства образования Ставропольского края
-
Письмо "Об организации работы по функциональной грамотности в Ставропольском крае в 2021/22 учебном году"
-
Письмо "О внесении изменений в приказ министерства образования Ставропольского края от 17 сентября 2021 года № 1675-пр «Об организации работы по функци?ональной грамотности в Ставропольском крае в 2021/22 учебном году"
Документы Управления Образования администрации Буденновского муниципального округа
- Приказ УО АБМО от 20.09.2021 г. №486 ОД "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку мероприятий по функциональной грамотности обучающихся"
- Приказ УО АБМО от 14.12.2021 г. №697 "О внесении изменений в план мероприятий направленных на формирование и оценку мероприятий по функциональной грамотности обучающихся"
- Письмо "Об обеспечении использования электронного банка заданий"
Документы МОУ СОШ №6 с. Архангельского
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ СОШ №6 с. Архангельского
- Мониторинг работы с детьми по функциональной грамотности
- Мониторинг выполнения дорожных картпланов по формированию и оценке функциональной грамотности
|