Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
  2. Естественно-научная грамотность - способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
  3. Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
    необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление – умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

       Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

           Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 

 Документы Министерства Просвещения РФ

  • Письмо "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

  • Письмо "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

  • Письмо "О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности"

Документы Министерства образования Ставропольского края

  • Письмо "Об организации работы по функциональной грамотности в Ставропольском крае в 2021/22 учебном году"

  • Письмо "О внесении изменений в приказ министерства образования Ставропольского края от 17 сентября 2021 года № 1675-пр «Об организации работы по функци?ональной грамотности в Ставропольском крае в 2021/22 учебном году" 

Документы Управления Образования администрации Буденновского муниципального округа

  • Приказ УО АБМО от 20.09.2021 г. №486 ОД "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку мероприятий по функциональной грамотности обучающихся"
  • Приказ УО АБМО от 14.12.2021 г. №697 "О внесении изменений в план мероприятий  направленных на формирование и оценку мероприятий по функциональной грамотности обучающихся" 
  • Письмо "Об обеспечении использования электронного банка заданий"

Документы МОУ СОШ №6 с. Архангельского

  • План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ СОШ №6 с. Архангельского 
  • Мониторинг работы с детьми по функциональной грамотности
  • Мониторинг выполнения дорожных картпланов по формированию и оценке функциональной грамотности